понедельник, 8 марта 2010 г.

8 марта и ядерная физика

8 марта я не люблю. Не то, чтобы мне была чужда женская солидарность или мужское внимание, нет. Я даже против Клары и Розы ничего не имею. Просто у меня это глубоко личное. 

Мне тогда лет 5 было, гостила я у бабушки, жила она в частном домике, рядом с обычной средней школой, забор в забор. Весна была ранняя. Снег сошел. Солнце, птицы, школьник за забором галдят. Несколько дней мы с бабушкой в её огороде и садике убирались. Первыми, на наших глазах, кусты вербы оживать начали. Прямо волшебство какое-то! Еще вчера они, как золушка, ну веник - веником были! Сегодня налились и стали хвостики пушистые из почек показывать, а на завтра вдоль всего забора куст за кустом - словно существа инопланетные. 

Мне тогда, почему-то, казалось, что из веточки вырастают не почки, а маленькие, живые инопланетянчики. И они вот-вот расправят свой мех, обнажатся малюсенькие лапки, головка и они начнут строить свой инопланетянский город на наших кустах, да и бабушка, почему-то, их "котиками" называла. Но сказка моя закончилась, вернее, оборвалась. Стоило нам уйти домой обедать, как произошло ужасное, я даже не сразу-то и поняла, что к чему. 


Сидим мы себе, красный борщ со сметаной кушаем, а за окном быстро-быстро трое пионэров промелькнуло. Всё бы ничего, если бы они не несли каждый по охапке чего-то, очень напоминающего мне инопланетянчиков. Я, может, и внимание даже не обратила, пионэры у нас по грядкам и раньше бегали. То мячик зафутболеный достаться, то воды из колонки испить, а то и просто путь домой сокращая. Да только бабушка на сейчас раз встрепенулась, пулей на улицу и давай этим пионэрам что-то громко-громко вслед кричать. Слов я многих еще не понимала, но по интонации догадалась, что не любит моя бабушка пионэров этих, их родителей,  а также всех учителей их и директора.

Вернувшись домой, бабушка в сердцах сказала, что эти паразиты к 8-му марта все "котики" пообрывали. У меня похолодело внутри! Выбежала на улицу  и в ту же секунду стала ненавидеть пионэров и 8-е марта. В живых остались только самые маленькие и хиленькие инопланетянчики. Я была в трауре. Напрасно бабушка меня успокаивала, что ребятки подарят наших "котиков" своим подружкам и учительнице,  что ими теперь будут любоваться не только мы, а и много-много разных тётенек. Я ведь тогда еще считала, что "котики" вот - вот должны были ожить, но их убили. Что это за праздник такой, на который, ради забавы, убивают моих друзей!!!

Потом я подросла, начала ходить в ту же школу учиться, получать подарки на 8-е марта, но было уже поздно. А когда мне пытались дарить "котиков"... Со временем я перестала любить 9-е мая и 1-е сентября. В эти дни уже другие пионэры с корнями выдирали любые распустившиеся цветы на наших грядках. Работали всегда быстро, группой, в спешке вытаптывая все остальные растения вокруг. Вот так, еще со школьной скамьи я убедилась, что даже самая замечательная  традиция со временем может превратиться в маразм, если становится массовой.

Но сегодня утром произошло нечто. Большинство моих друзей знают, что я не праздную некоторых дат. И уже не пытаются меня с ними поздравлять. Но позвонил мой давний хороший друг и сразу прокричал:
  - Поздравляю!
  - Спасибо - говорю - а с чем?
Ну думаю, может забыл, дружок, мои заморочки. 
 -  А с чем хочешь - отвечает.
 -  ?!?!?
 -  Сегодня день молодежи, правда, в Замбии!
 -  день султана в Малайзии!
 -  день революции в Сирии!
 -  день памяти павших от стрел Амура в Либерии!
 -  а ещё -  день рождения Миронова и Бонч-Бруевича!
 -  а ещё 17 лет, как Данилко стал Сердючкой - Все, он уже может, по закону, замуж выходить!
 -  а еще уже 60 лет, как СССР владеет ядерным оружием!
 -  а еще сегодня ровно 123 года, как Эвертт Хортон запатентовал телескопическую удочку!
 -  а еще 48 лет, как Билз дебютировали на бибиси с песней "dream baby"!Короче, ты сама выбери из списка, какой праздник тебе подходит, а я хочу тебе пожелать....(весёлые и приятные пожелания)

Что сказать? Потряс! Умница! Развеселил, да к тому же нейтрализовал мое предвзятое отношение к 8-му марта. 
 - А главное - говорит - сегодня именины у одного из наши продуктов из классической линии 
 - Не выдумывай!
 - Не веришь? Посмотри церковный календарь, все православные во всем мире сегодня чествуют Антиоха, в честь которого наш Антиокс и назвали. С греческого, как "противостоящий" переводится. Так что,  мечи на стол и отмечай, в кругу семьи,  любое из этих событий, а можешь и скопом.

Окрыленная таким разговором, полезла я гугл допытывать - не соврал. Даже кое-что и пропустил, впопыхах. Сегодгня ещё и день рождения у Якова Борисовича Зельдовича. В конце 70-х я была в Дубне у него в гостях.  Читать я тогда только начинала, так что с трудами его знакома не была и кто он такой не ведала. Однако  людей я очень быстро "раскусывала".  Добрейшей дущи человек был. Я не помню всех подробностей, как и зачем мы туда ездили, какой-то праздник отмечали, за столом сидели. Мне тогда толком ничего не объясняли - секретность шибко блюли. 

Просто запомнился мне этот милый дедушка, а уж потом, после того, как я узнала, что это за гений был...  Он, сам того не ведая, меня в научное закулисье провёл. Именно благодаря ему, я на личном опыте знаю, что даже самые - самые великие люди бывают очень внимательными и простыми в общении.

Так что 8-е марта теперь для меня особенный день. Чего, собственно и Вам желаю, дорогие читательницы! Пусть за мишурой безликих, общепринятых дат у каждой из Вас будет что-то личное,  дорогое и вдохновенное! Чтобы Вы никогда не теряли своей индивидуальности и не растворялись в обыденности. Ваш мир начинается с Вас, с вашего окружения. Одним словом, пусть у вас будет собственный календарь!

P.S.  О! Википедия помнит о Якове Борисовиче, и я не могу не привести фрагмент из статьи о нем:
На одном из собраний Зельдовича попросили высказаться на философскую тему «О форме и содержании». Зельдович ограничился одной фразой: «Формы должны быть такими, чтобы их хотелось взять на содержание».
Всё! Всех с праздниками! Приятного! Но не забывайте о формах :)
Ваша Маша.

5 комментариев:

  1. Маша, цитата из Зельдовича Я.Б. хороша! Сочувствую, что пионэры перегадили Вам симпатичный праздник, хотя и возросший из сомнительных глубин.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Нина, за отзыв.
    Пионэрам я, в принципе, благодарна. С детства я убедилась, что массовые праздники, со временем, превращаются в ритуалы. Уже никого не тревожит отмечаемое событие - просто красный день календаря. Только когда мы добавляем собственные переживания возникает ТОРЖЕСТВО. Мне приятнее отмечать пусть незначительные, но памятные даты в жизни моих друзей и близких. Не ждать отмашки, а самой устраивать праздники. Наполнять радостью жизнь, вдохновением будни, благодарностью общение.
    К Празднику будь готов! - Всегда готова! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Вообще это здорово, что Вы можете вот так сами устраивать себе праздники именно, когда душа просит, а не когда время пришло. Но праздники, зафиксированные в календаре, безусловно необходимы. За горой рутинных дел можно забыть, что праздники вообще существуют, если календарь не остановит и не напомнит. Мне, например, здесь в Америке очень нравятся День Мамы, День Папы и День Благодарения. Причём мам и пап в эти дни поздравляют не только дети, но каждый, кто хочет.

    ОтветитьУдалить
  4. Нина, это ведь самое главное - что Вам НРАВИТСЯ! Вы с удовольствием ждёте этот день и проводите его по особенному. Чужую традицию Вы наложили на свою индивидуальность. Вы приняли то, что Вам пришлось по душе. Вы же, наверное не чествуете так же как День Благодарения 3-й понедельник января и февраля. Хотя даты намного "краснее".
    Одним словом - был бы человек хороший, без праздников не останемся:)
    Удачи Вам.

    ОтветитьУдалить
  5. Эх ма!
    И никто ведь не заметил, что в тот мартовский день мир потерял еще одного потенциального уфолога(эт я в надежде на всеобемлющее чуйство юмора изрекаю)
    Уважаемый автор: у Вас приятный слог и мне интересно было Вас слушать(вопреки советам о походе к психиатру( ;) -:)
    Вопрос: давно не пишите...всё в см? или вернулись в мир? (За негатив миль пардон: ну не сторонница я млмщины)
    С улыбкой и почтением к интересному слогу, Виктория

    ОтветитьУдалить