С удовольствием читаем и пересказываем, а сегодня решили поделиться и с Вами. Книга Сергея Степанова помогает самостоятельно отделять зёрна от плевел в психологии. Публикуем её по частям, да бы не перегружать пост, за то без сокращений. Бруно.
Семь мифов поп-психологии успеха
Деловитые американцы тратят свыше 500 миллионов долларов ежегодно на всевозможные психологические руководства в стиле ноу-хау - "Думай и богатей", "Ваш путь к успеху", "Приемы эффективного лидерства", и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется за океаном огромной популярностью, но, увы, приносит гораздо меньше практической пользы, чем обещает. Сегодня, когда подобные руководства завоевывают всё больший успех и у нашего читателя, настало время разобраться, насколько им можно доверять.
Ведь, как выясняется, многие "мотивационные" книги содержат далеко не бесспорные идеи, которые однажды пришли в голову их авторам, но никакого научного обоснования не имеют. Хуже того, некоторые тезисы, которыми потчуют своих читателей современные гуру от поп-психологии, входят в прямое противоречие с данными научных исследований и не столько способствуют, сколько препятствуют самосовершенствованию и достижению жизненного успеха. Рассмотрим всего лишь семь мифов современной поп-психологии (на самом деле их гораздо больше), которые многими некритично принимаются на веру.
Миф 1. Чтобы добиться успеха в достижении цели, ее надо визуализировать, то есть как можно более ярко зрительно вообразить.
Визуализация - создание в воображении образов желаемой действительности - одна из самых модных тем в поп-психологии последних лет. Об этом явлении написано множество книг, некоторые из них уже поспешно переведены на русский язык и восторженно пересказываются местными трансляторами заморского опыта. Вот, например, что обещает аннотация к книге Паулины Уиллс "Визуализация для начинающих": "Визуализация - великая творческая сила разума, построение образа "в оке ума" с последующей реализацией его в ментальной субстанции.
Длительность существования такого образа зависит от интенсивности и длительности мышления его творца. Усиленные тренировки позволяют претворять идеи ментального мира в реальность мира физического. Эта книга научит вас работать с визуализацией. С помощью простых упражнений вы сможете развить творческие способности, преодолеть недуги, приобрести новых друзей, перевоссоздать свою жизнь в соответствии со своими позитивными фантазиями и желаниями".
Действительность
Первые данные об эффективности визуализации предвосхищаемого результата были получены в области психологии спорта и в дальнейшем были поспешно распространены на достижения в любых областях. При этом упускается из виду, что в случае спортивных состязаний речь идет об атлетах, которые всем ходом длительных тренировок добились абсолютного автоматизма в выполнении всей последовательности движений, необходимых для достижения результата; решающее значение для них приобретает интенсивность либо точность этих движений.
В этих случаях зрительное предвосхищение достижения цели действительно приводит порой к улучшению спортивных результатов. Во всех прочих областях - особенно это касается планирования карьеры, построения общей стратегии жизненного пути - визуализация не только не приносит желаемого результата, но может привести и к противоположному.
Профессор Калифорнийского университете Шейли Тейлор предостерегает: "Во-первых, визуализация приводит к отделению цели от средств, необходимых для ее достижения. Во-вторых, она преждевременно провоцирует радостное ощущение успеха, когда вы еще ничего реально не достигли. А это отвлекает ваши силы от цели". Иными словами, воображаемый образ может выступить замещением реального успеха и тем самым снижает прилагаемые вами усилия, а то и вовсе заставляет от них отказаться.
В своем эксперименте Тейлор провел упражнения по визуализации с двумя группами студентов незадолго до экзаменационной сессии. Одной группе предлагалось образно представить достигнутый успех - получение высшего балла. Другой было предложено вообразить себя за чтением учебников, ведением конспектов и прочими учебными занятиями. В ходе реального экзамена, состоявшегося через пару дней, вторая группа получила более высокие оценки, причем уровень стресса у этих студентов оказался заметно ниже, чем у тех, кто заранее радовал себя предвосхищением успеха.
К тому же очевидно: когда речь идет не о забрасывании мяча в баскетбольную корзину, а о каких-то более сложных жизненных задачах, детальное предвосхищение результата - это всегда иллюзия. Ничто в жизни не происходит в точности так, как мы это предвкушаем. Поэтому, даже добившись своего, человек все равно рискует остаться неудовлетворенным - что-то наверняка произойдет не совсем так, как мечталось.
Объективные рекомендации
Профессор Тейлор советует: цель необходимо перед собой иметь, но любоваться на нее, пока она не достигнута, - явно преждевременно. Сосредоточиться следует в первую очередь на средствах ее достижения. Высокую эффективность обеспечивает не мечтание, а планирование. Тем более, что план - это и есть мечта, детально и скрупулезно приближенная к действительности.
Миф 2. Сдерживать свои чувства - неправильно и вредно. Загнанные в глубину души, они приводят к эмоциональному перенапряжению, чреватому срывом. Поэтому любые чувства, и положительные, и отрицательные, необходимо открыто выражать. Если же выразить свою досаду или гнев недопустимо по моральным соображениям, их надо излить на неодушевленный объект - например, поколотить подушку.
Лет двадцать назад широкую известность приобрел экзотический опыт японских менеджеров. В рабочих раздевалках некоторых промышленных предприятий были установлены резиновые куклы начальства наподобие боксерских груш, которые работникам позволялось избивать бамбуковыми палками - якобы для разрядки эмоционального напряжения и выхода накопившейся неприязни к боссам.
С той поры прошло много времени, но о психологической эффективности этого новшества ничего не сообщалось. Похоже, оно так и осталось курьезным эпизодом без серьезных последствий. Тем не менее на него и сегодня ссылаются многочисленные руководства по эмоциональной саморегуляции, призывающие читателей не столько "держать себя в руках", сколько, наоборот, не сдерживать своих эмоций.
Действительность
По мнению Брэда Бушмэна, профессора Университета шт. Айова, разрядка гнева на неодушевленный объект приводит не к смягчению стресса, а как раз наоборот. В своем эксперименте Бушмэн намеренно дразнил своих студентов оскорбительными замечаниями по ходу выполнения ими учебного задания. Некоторым из них потом было предложено выместить гнев на боксерской груше. Оказалось, что "успокоительная" процедура вовсе не привела студентов в душевное равновесие - по данным психофизиологического обследования, они оказались гораздо более раздражены и агрессивно настроены, чем те, кто "разрядки" не получил.
Профессор заключает: "Любой разумный человек, выплескивая таким образом свой гнев, отдает себе отчет, что настоящий источник раздражения остался неуязвим, а это раздражает еще сильнее. К тому же, если человек ожидает от процедуры успокоения, а оно не наступает, это только усиливает досаду".
А психолог Джордж Бонанно из Колумбийского университета решил сопоставить уровень стресса студентов с их способностью контролировать свои эмоции. Он измерил уровень стресса у студентов-первокурсников и попросил их пройти эксперимент, в ходе которого они должны были демонстрировать разный уровень выраженности эмоций - преувеличенный, преуменьшенный и нормальный.
Полтора года спустя Бонанно снова собрал испытуемых и измерил их уровень стресса. Оказалось, что студенты, испытывавшие наименьший стресс, были теми самыми студентами, которые в ходе эксперимента успешно усиливали и подавляли эмоции по команде. Кроме того, как выяснил ученый, эти студенты были более приспособлены к настройке на состояние собеседника.
Объективные рекомендации
Любая физическая нагрузка способствует разрядке эмоционального напряжения, но только если она не связана с агрессивными действиями, даже игровыми. В состоянии психологического стресса полезно переключение на атлетические упражнения, бег, ходьбу и т.п. Помимо этого полезно отвлечься от источника стресса и сосредоточиться на чем-то, с ним не связанном, - послушать музыку, почитать книгу и т.п.
К тому же нет ничего дурного в том, чтобы сдерживать свои эмоции. Напротив, умение держать себя в руках и выражать свои чувства сообразно ситуации и следует в себе сознательно культивировать. Результатом этого является как душевное равновесие, так и полноценное общение - более успешное и эффективное, чем при спонтанном изъявлении любых чувств.
Сергей Степанов, "Мифы и тупики поп-психологии"
Здравствуй, дистрибьютор!
ОтветитьУдалитьЕсть дополнение по поводу избиения груши. По-моему, прямое вымещение злобы - это не бить грушу, а говорить то человеку, что вы думаете относительно обсуждаемого вопроса. И это действительно полезнее, чем затаивание обиды. Думаю, что "Сдерживать свои чувства - неправильно и вредно" - это не миф, а правда. А вот это "К тому же нет ничего дурного в том, чтобы сдерживать свои эмоции. Результатом этого является как душевное равновесие, так и полноценное общение - более успешное и эффективное, чем при спонтанном изъявлении любых чувств" - миф. Это то, что шаг за шагом разбирает душевное равновесие.
Здравствуйте, Евгений.
ОтветитьУдалитьЯ хоть и не Сергей Степанов, но коль опубликовал на блоге его работу, отвечу на Ваш комментарий.
У Вас своеобразное мировосприятие, от сюда, надо полагать и интерпретация прочитанного. В статье говорится о том, что вымещение злобы не приносит облегчения, а напротив усугубляет внутренний конфликт.
С Ваших слов, так же, не понятно, как Вам удаётся "обсуждая вопросы" накапливать злобу к собеседнику. Вы либо обсуждаете и находите точки соприкосновения, либо Вам что то навязывают, а Вы не можете сказать "нет". В таком случае нужно злиться на себя, а не на визави.
Трудно судить на какие части Вы разбираете своё душевное равновесие, удерживая себя от спонтанных изъявлений любых чувств, но в моей практике психологическая зрелость наступает с момента, когда человек начинает контролировать свои эмоции, когда жилетки и другие памперсы ему уже без надобности.
Как Вы там пишите: "Я верю в здравый смысл", поддерживаю, добавлю лишь, что вера без действия мертва.
Берегите себя, искренне Ваш, Бруно.
Здравствуйте, дистрибьютор! Очень понравилась статья и затронутая в ней тема! Хотелось бы поделиться и своими мыслями. Целиком согласна с Вами, что нужно учиться сдерживать свои эмоции, особенно негативные! Сразу приходит на ум ситуация с собственным ребенком. Т.к. я в данный момент не работаю, а ребенок не посещает дет.сад, то большую часть суток мы проводим вместе. Естественно, в течении дня складываются различные ситуации, когда своим поведением или поступком ребенок выводит меня из себя! А если всплеск раздражения накладывается еще и на плохое настроение или усталость, то иногда происходит взрыв! И вот что я заметила. Если мне удается на корню погасить свой гнев, подавить его и спокойно объяснить ребенку в чем он провинился и что сделал не так, то в выигрыше все: и ребенок и я! И еще большой вопрос кто в большей степени. Ребенок однозначно лучше воспринимает спокойное объяснение в чем он не прав. Плюс обходится без слез ребенка. Если же (признаюсь, что крайне редко, но еще иногда случается) я не сдержусь и накричу на него, то я потом фактически заболеваю! У меня еще больше портится настроение, начинает болеть голова и что самое главное от выплеснутого гнева легче то не становится! А уж слезки своего ребенка... Поэтому однозначно! Учитесь сдерживать свой гнев. А потом, успокоившись- обязательные переговоры!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте!
ОтветитьУдалитьПравильнее было бы сказать, что эмоции бросать в лицо не хорошо, но еще хуже постоянно держать их при себе. Дело в том, что контролируемые эмоции, то есть, постоянно сдерживаемые, налагают отпечаток на здоровье рано или поздно. То есть, крикуна могут и не любить окружающие, но у него здоровье будет лучше, чем у того, кто сдерживается, прилагая для этого усилия. Потому что сдерживание изматывает.
Но выплескивать регулярно - тоже признак того, что человек в себе не разобрался. Лучше всего понять причину своих криков, и тогда не придется ни контролировать, ни выплескивать, потому что закипания происходить не будет вообще.
Всего доброго!
Татьяна, рад за Вас.
ОтветитьУдалитьУ Вас сейчас замечательный период и великолепный учитель - ваш малыш. Как бы нам не нравилось его поведении, мы не можем встать и уйти. Если не получается донести с первого, второго, третьего раза, мы не можем опустить руки.
Злость рождается из беспомощности, обида - из страха.
Удачи Вам и Вашему ребёнку:)
Бруно.
Евгений, теперь на много лучше:)
ОтветитьУдалитьВ этот раз не могу не согласиться. Эмоции - это производные от "внутреннего диалога". Если человек не дружит с собой, то уже без разницы куда он девает свой поток эмоций, наружу или внутрь. Важно почувствовать, что сел на горячее и спрыгнуть до того, как сорвёт крышку, а не решать в какое отверстие выпускать пар.
И Вам не хворать!
Бруно.