воскресенье, 21 февраля 2010 г.

не всё то бестолково, что зелено

Устала я, в год Быка, на месте землю рыть и с приходом Белого Тигра решила "рвать когти". Вчера вот только вернулась. Ездила исключительно по делам, однако, неожиданно для себя стала участницей интерактивного тренинга. В поезде.

Фамилии тренера назвать не могу, визитками не обменивались. Да и не до подробностей было. Святослав, так звали моего ментора, сходу взял меня в оборот. Смысл произошедшего до меня дошёл гораздо позже. 

Не знаю, как кто, а я люблю в дороге время использовать рационально. Меняющийся видео ряд за окном, ритмичные звуки и колебания вагона очень быстро позволяют войти в транс. В таком состоянии я очень люблю слушать тренинги, семинары, аудио книги. Удаётся сосредоточиться на нюансах. Вот и на этот
раз, закачала на диктофон свежие конференции и два тренинга сетевых гигантов. Собиралась сравнить тренинг Гейджа о мечте и "секреты..." от Луконина. Очень мне знакомы показались истории про детей восторгавшихся  их автомобилями. Да и другие нюансы были, решила проверить свои догадки.

За этим то занятием меня и застали. В купе подсела семейная пара с ребёнком. Святославу, а это именно ему удалось в последствии провести для меня мастер - класс, недавно исполнилось пять лет.

Сперва, мальчик вел себя спокойно и предсказуемо. Пока родители распаковывались и устраивались, он стоял рядом со мной у окна и изучал обстановку вокруг - пассажиров было мало, детей в вагоне не было совсем. За первый час совместного путешествия, мы пару раз обменялись взглядами и улыбками. Он меня "прощупывал". И вот, когда за окном стемнело - началось...

Я вернулась в купе - смотреть в тёмное окно не интересно. Кучерявый американец из наушников призывал аудиторию и меня вспомнить о чём я мечтала в детстве и тут же стыдил, за то что я эту мечту предала. Зараза! Святослав, украдкой, наблюдал за мной. Родители его отдыхали на втором этаже, изредка контролируя своё чадо. 

И вот он начал свою игру. Он устроился напротив меня и взяв в руки книгу, стал её листать, сосредоточенно изучая картинки. Волей не волей, имея прямо перед собой движущийся объект я стала на нём фокусировать свой взгляд. В определённый момент, внезапно посмотрев мне в глаза, как бы уличив меня в подглядывании за ним, он без паузы, не давая мне времени среагировать, произнёс:
- Меня Святослав зовут, а тебя?
- Маша. - Ответила я не выходя из транса.
- А что ты сейчас слушаешь? - Ровно, как будто мы дружим 100 лет, спросил он снова.
Я запнулась. Хотелось быть искренней, но в то же время - понятой, моим юным собеседником.
- Уроки. - Ответила я после паузы. И напряглась, ожидая следующего вопроса - типа "учишься?" или "а зачем?"

Но к моему удивлению, он переиграл меня и на этот раз:
- Понятно. - Сказал он и углубился в свою книгу. Вид у него при этом был такой, будто это не он меня, а я его  отвлекла от важного занятия. Меня это потешило. Мальчишка мне стал определённо нравиться. Но дело - есть дело и я углубилась в сравнение ораторских навыков моих коллег, продолжая блуждать взглядом по купе.
Прошло некоторое время и Святослав медленно, чинно, закрыл одну книгу и достал другую. Что то вроде букваря и стал шёпотом, едва шевеля губами, водя пальцем по буквам, читать.

Я снова не заметила, как перестала слушать Гейджа, а всё внимание сосредоточила на попутчике. Он же, избегая смотреть на меня прямо, боковым зрением, контролировал каждый мой жест. И вот наступила развязка.

Палец мальчика замер над книгой. Его губы смешно застыли. На лбу появилось что то подобное печати глубоких раздумий. Я затаила дыхание. Не отрывая пальца от книги, он медленно поднял голову. Уже смотря мне в глаза, сохраняя сосредоточенное выражение лица. Будто решал сложную и важную задачу. Он смотрел сквозь меня и вдруг! Я не просто увидела, я почувствовала - он меня "заметил"! И не давая мне прийти в себя спросил:
- О! А Ты не помнишь, как называется эта буква?
........................................
Всё! Меня "сделали"! Столько искренности, естественности было в его взгляде, жестах и голосе! Какие там Луконин с Гейджем? Я уже сижу и читаю юноше его сказку.  Я уже получаю массу удовольствия от общения с этим самородком. Ведь он не играет, он так живёт!

Он позволил мне дочитать сказку, которую наверняка знал наизусть. И только когда я сама спросила его, что будем делать дальше - его глаза загорелись! Только теперь он стал ребёнком, когда убедился, что заполучил меня с потрохами. В мгновении ока, как из под земли появились машинки, карты, альбом с фломастерами и множество другой мелочи. Только теперь, когда я давилась со смеху от его изобретательности он позволил себе быть игривым, гиперактивным и много говорящим. 

Мы играли несколько часов. Постоянно меняясь ролями. Я учила его взрослостям, а он меня детскости. В конце концов его мама вмешалась в процесс и напомнила сыну (хотя скорее мне), что утром им рано вставать.

С прекрасным настроением я до глубокой ночи продолжала слушать тренинги сетивиков, то и дело вспоминая коммуникативные способности отрока.

Мне посчастливилось получит великолепный урок. Мальчик больше всего на свете хотел играть, ему было скучно! Но ни на секунду он не выдал своих "эгоистичных" побуждений, пока я его не "купила". Он не навязывался, он только старался быть в поле зрения и действовал только тогда, когда я обращала на него внимание. В процессе игры он не забывал контролировать - интересно ли мне. Он всё своё поведение строил исключительно на обратной связи. Самое трогательное, что его никто не мог этому научить. Это только опыт и природная сообразительность.

Он не просто получил моё внимание и моё время, он заслужил ещё и моё искреннее уважение. 

Утром он разбудил меня и пожелал счастливого пути...

Если мне, когда нибудь, подарят белого тигра ... Назову его: "Свят"...

На сегодня всё. Маша.

2 комментария:

  1. Да, у детей можно многому поучиться:)

    А еще, вы меня заинтриговали: "Какого это вы кучерявого американца слушали?":)

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана, Вы правы, у детей очень сильная концентрация на свою цель. А так как невербальные методы коммуникации они осваивают гораздо раньше вербальных, то и манипуляторы из них получаются самые жёсткие. Хотя, за чем я Вам это рассказываю, у Вас же у самой две доченьки:)
    Интригу могу раскрыть. Уже давно приучила себя отделять личность автора от его произведения. В нашей индустрии на харизме проталкивается в головы адептов всё что угодно. Вот я всегда и представляю спикера в абсолютно нелепом наряде или причёске, только тогда я могу быть уверена в объективном восприятии его послания. Пока я не найду в себе силы послать автора далеко - далеко, я не берусь препарировать его произведений. Ведь мы занимаемся бизнесом. Не должно быть ничего личного.
    В тексте имелся в виду Гейдж. Мне достаточно было представить его с пейсами и я смогла разбирать его речь по слогам:)
    Заходите ещё:). Мы не злые, мы просто МЛМ любим искренне.
    Всегда Ваша. Маша.

    ОтветитьУдалить